Общественный совет Воронцовского парка

Защита центральной поляны

22 мая 2019 года поступила информация, что в парке собираются строить поликлинику. Поначалу не было понятно, что именно собираются строить и где.

Но в любом случае было очевидно, что это плохая идея. Во-первых, вокруг парка расположено сразу несколько городских поликлиник.

Красные стрелки – взрослые поликлиники, фиолетовые стрелки – детские

Во-вторых, рядом с парком на тот момент существовал пустырь на пересечении улиц Челомея и Архитектора Власова (где по состоянию на 2022 год идет строительство очередных жилых копмлексов). Ну и, в-третьих, сама идея строительства поликлиники в историческом парке – это какой-то нонсенс, тем более – на месте главного дома усадьбы Воронцово (главный дом был утрачен при пожаре в 1812 году).

В лучших традициях строить начали “без объявления войны”, то есть заранее никого о строительстве не предупредили, поэтому многие узнали о поликлинике только, когда на поляне начали возводить забор.

На подготовку кампании времени не было, поэтому чтобы остановить работы, РОД “Общественный совет Воронцовского парка” объявил народный сход на месте стройки. Пришло достаточное количество людей, чтобы на сход обратили внимание, поэтому уже на следующий день нас пригласили на встречу в дирекцию усадьбы Воронцово.

Рассказывает Ольга Сидельникова:

“Первое, что бросилось в глаза – наличие непонятных людей, которые не были сотрудниками дирекции или чиновниками. Позже выяснилось, что это “жители, которые очень ждут поликлиники”. Это вообще любимый прием московских властей – найм подпевал. Мы с таким приемом встретились и позднее – во время кампании по защите парка от установки переходного пункта для ЛЭП.

Но “звездой” встречи были не эти люди (набранные из т.н. “советников управы”), а некий чиновник из московской мэрии, имени которого я сейчас уже не вспомню. На вид ему было около 35 лет, он был одет с иголочки и был мастером заговаривать зубы. Его интонации, формулировки, отзеркаливание вопросов – все говорило о том, что он хорошо усвоил психологические приемчики “борьбы” с недовольными горожанами. Естественно он доказывал, как сильно нужна поликлиника и именно в этом месте

Не знаю, какое впечатление он произвел на других, но на меня его убаюкивающий гипноз не подействовал. После того, как я несколько раз задала вопросы по существу, а в ответ не получила никакой конкретики, я поняла, что смысла участвовать в этой встрече больше нет”.

Тем временем выяснилось, что поликлинику планируется возводить не в виде капитального здания, а в качестве сезонного строения: парк попал в программу “Здоровая Москва”, по которой по всему городу начали появляться временные поликлиники, получившие в народе название “шатров здоровья”.

На наши действия в качестве инициативной группы это не повлияло. Во-первых, хорошо известно, что “временное” очень легко переходит в категорию постоянного (что собственно и случилось с другими поликлиниками этого проекта – теперь они каждый год открываются на одних и тех же местах), во-вторых, и это главное – на вопрос, зачем ставить в историческом парке поликлинику, если в шаговой доступности от парка, рядом с жилыми домами, и так есть 4 (!) поликлиники, так никто и не ответил. Зато нас естественно непримянули упрекнуть в том, что мы против доступного здравоохранения. Опровернуть это было достаточно легко, что мы и сделали в отдельной публикации.

Однако, не очень понятно, что было делать дальше. У нас продолжалась долгая и трудная кампания по защите фруктового сада парка от вырубки под установку будки для ЛЭП. Начало в этих условиях еще одной большой кампании означало бы распыление и так скромных сил, поэтому мы решили ограничиться информированием жителей соседних районов с помощью публикаций в соцсетях, а также написанием обращений (с неприменным выкладыванием шаблонов в нашей группе) московским чиновникам.

Публикации (и особенно народный сход) возымели действие – 25 мая 2019 года забор и завезенные строительные материалы исчезли с поляны и больше не появились (по состоянию на июль 2022 года).